Некоторые автовладельцы хорошо знакомы с устройством термостата и принципом его работы. Другие только слышали об этом устройстве, которое есть в каждом автомобиле. Однако рано или поздно каждому автомобилисту приходится узнать, что это такое.
Термостат – это по сути, такой же расходник, как моторное масло или фильтры и срок его службы, как правило, относительно короток (не более 2-4 лет). Его выход из строя в лучшем случае приведет к стуже в салоне в холодный период, в худшем – к перегреву мотора. Рассмотрим, в каком случае требуется его замена и как это сделать самостоятельно.
Что такое термостат?
Термостат – это прибор, который регулирует температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Он значительно ускоряет прогрев мотора и поддерживает оптимальный тепловой режим его функционирования. Конструктивно термостат представляет клапан с термочувствительным элементом, который блокирует поток тосола или антифриза через радиатор, пока мотор не разогрелся. Когда двигатель не нагрелся до необходимой температуры, через радиатор и термостат автомобиля не проходит охлаждающая жидкость. Прибор открывается тогда, когда температура силового агрегата достигнет 75-90 °C . Это устройство не только позволяет силовому агрегату быстрее прогреться, но и уменьшает его износ и количество выхлопных газов.
Когда охлаждающая жидкость нагревается больше чем 75 градусов, то в устройстве начинает открываться специальный клапан. При температуре 90-95 °C он открывается полностью. В интервале между 75 и 90 °C термостат является регулятором охлаждающей жидкости, проходящей непосредственно через радиатор, и отводит ее в водяной насос и верхний бак радиатора, чем поддерживает оптимальную температуру для функционирования двигателя.
На все современные машины устанавливают одноклапанные термостаты с наполнителем из церезина (углеводородного воска). В процессе нагревания он несколько расширяется, давит на клапан, чем открывает поступление охлаждающей жидкости через термостат. Данное устройство состоит из:
- Корпуса (материал изготовления латунь, медь).
- Медного баллона с наполнителем и термочувствительного элемента.
- Двух клапанов малого круга (основного и перепускного).
- Одного выходного патрубка и двух входных.
Конструкционные особенности термостата в Киа Спортейдж ничем не отличаются от других современных авто.
Где находится термостат в Киа Спортейдж
Система охлаждения паркетника Киа Спортейдж, как и у многих машин – жидкостного типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (антифриза или тосола).
Устройство входит в состав системы охлаждения, которая включает такие элементы как:
- Непосредственно сам термостат, который распределяет поток антифриза, тосола.
- Рубашка охлаждения в моторе (головка и блок цилиндров).
- Насос (помпа), отвечающий за циркуляцию антифриза в системе.
- Радиатор охлаждения с парой патрубков и бочков (в данном случае он трубчато-ленточный).
- Вентилятор (для дополнительного охлаждения жидкости в системе).
- Расширительный бачок с нанесенными метками максимального и минимального уровня охлаждающей жидкости в системе.
Система охлаждения мотора в Киа Спортейдж связана с системой кондиционирования, отопления и вентиляцией салона.
В каком случае требуется его замена
Если вдруг устройство заклинило в закрытом положении, возможен перегрев мотора при любой температуре окружающей среды и в любом режиме движения. В этом случае единственный правильный вариант – его замена на новое устройство. Когда он открывается не до конца, движок перегревается, а в некоторых случаях может и не «закипеть» – это зависит исключительно от режима эксплуатации авто. В любом случае в ближайшее время требуется его замена.
Если клапан устройств «завис» в частично или полностью открытом состоянии, то до оптимальной температуры мотор зимой не прогреется совсем, а в теплое время будет прогреваться очень долго.
Когда система охлаждения исправна, то при температуре воздуха 0 С двигатель прогревается до необходимой температуры во время движения за 5-10 мин. В случае неполного открытия она не подымется выше 70 градусов. Летом эта проблема не доставит хлопот, но зимой печка не сможет работать, в итоге – придется ставить новый прибор.
Как определить, работает термостат или нет?
Чаще всего термостат не сразу выходит из строя. Если это происходит летом, то его поломку сложно определить, зато зимой это сразу очевидно при длительном прогреве машины. Когда зимой при прогреве салона не очень комфортно, а стрелка указателя температуры не подымается на рабочий диапазон (75-95 °C) – это значит, что возникли проблемы с системой охлаждения.
Существует несколько способов проверки работы термостата. Чтобы определить работает он или нет, нужно прогреть мотор до такого уровня, чтобы температура на датчике несколько не доходила до красной зоны. После чего, выключить зажигание, открыть капот, найти верхний патрубок радиатора. Как правило, он черного цвета, диаметром примерно 5 см и крепится сверху. Далее найти нижний шланг, он идентичен верхнему. Осторожно дотронуться до шлангов, поскольку они могут быть горячими. Когда датчик температуры показывает, что агрегат нагрелся, а шланги разной температуры – один горячий, другой холодный, вероятно, причина в том, что клапан устройства закрыт, а антифриз не проходит через радиатор. В этом случае термостат нужно менять.
Косвенными признаками неисправности устройства являются неполное или долгое прогревание салона (это особенно заметно зимой), а также чрезмерный расход топлива. Если оно заклинило в закрытом положении, высока вероятность перегрева двигателя – такая неисправность очевидна.
Кроме этого, существует народный метод проверки работоспособности прибора. Для этого нужно положить термостат в емкость с горячей водой (температура должна быть около 100°C). Далее посмотреть, если клапан открывается, то он рабочий, если нет – требуется его заменить. Единственное неудобство, этот метод предусматривает снятие устройства с авто.
Пошаговая замена термостата на Киа Спортейдж
Прежде чем снимать и проверять работоспособность устройства, стоит удостовериться в том, что проблемы с охлаждением мотора возникли по причине выхода из строя термостата, а не вследствие ослабления ремня ГРМ. Также нужно проверить функционирование индикатора на панели приборов.
Если мотор недостаточно быстро прогревается до необходимой температуры (по показаниям индикатора), следует снять термостат и убедиться, что он не заклинил в открытом положении. В этом случае также необходимо произвести его замену.
Снятие и установка термостата на бензиновых и дизельных моделях Киа Спортейдж несколько отличается.
Бензиновые модели
К деталям установки и сборки устройства на бензиновых моторах относятся:
- Термостат.
- Крышка термостата.
- Верхний радиаторный шланг.
- Прокладка.
Пошаговая инструкция:
- Дать двигателю полностью остыть, после чего снять крышку радиатора.
- Открыть сливной вентиль, спустить антифриз или тосол из радиатора в емкость, подходящую по объему. Если охлаждающая жидкость выглядит вполне пригодной к повторному употреблению, можно ее залить в герметично закрываемую тару.
- Снять крышку термостата, отпустив две крепежные гайки. Снять уплотнительную прокладку, – она подлежит замене.
- Снять термостат, при этом запомнить его установочное положение.
- Зачистить сопрягаемые поверхности кожуха термостата и его крышки, заменить уплотнительную прокладку.
- Обратить внимание на состояние резинового кольца, находящегося в пазу крышки термостата. Если оно потеряло упругость, надорванное или деформированное, его также нужно заменить.
- Установить прибор, проследив за тем, чтобы он был размещен правильно, – термостат должен быть развернут вверх клапаном прокачки.
- Насухо протертое устройство вложить в кожух.
- Крепежные гайки затянуть с требуемым усилием.
После выполненных действий заправить систему антифризом или тосолом, запустить мотор, проверить его на наличие утечек.
Дизельные модели
К деталям установки и сборки устройства на дизельных моторах относятся:
- Термостат.
- Крышка термостата.
- Верхний радиаторный шланг.
- Прокладка.
Установка прибора производится в обратном порядке, чем в авто с бензиновым двигателем. В процессе замены термостата следует обратить внимание на основные моменты:
- Проследить, чтобы все сопрягаемые поверхности устройства были хорошо зачищены, заменить уплотнительную прокладку.
- Правильно разместить устройство в кожухе.
- Проследить, чтобы все болты были надежно затянуты.
- Заправить систему охлаждения удостоверившись, что шланги подсоединены правильно.
- По завершении установки термостата запустить мотор, прогреть его до рабочей температуры и проверить на наличие утечек охлаждающей жидкости.
Термостат автомобиля – эта одна из важнейших его деталей, от функционирования которой зависит работа двигателя и климат в салоне. Чтобы избежать серьезных проблем с мотором, нужно периодически заглядывать под крышку капота вашего автомобиля и проверять работу этого значимого устройства.