Каждый водитель должен уметь определять и регулировать уровень электролита в автомобильном аккумуляторе. Это является неотъемлемым этапом регулярного обслуживания АКБ, необходимым для увеличения ее рабочего ресурса.
Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе
Электролит во всех банках батареи даже во время езды по пересеченной местности должен:
- полностью закрывать свинцовые пластины;
- не забивать вентиляционные каналы в пробках заливных отверстий.
В этих условиях батарея работает бесперебойно, выдавая заявленную емкость.
На многих современных обслуживаемых АКБ минимальный и максимальный уровни раствора производитель обозначает на корпусе метками MIN и MAX.
Также внутри банки через заливное отверстие часто можно увидеть контрольную планку, «лапку», указывающую на минимально допустимый уровень электролита.
В необслуживаемых батареях пробки отсутствуют и попасть внутрь банки нельзя. Проверить уровень электролита в аккумуляторе такого типа можно по индикатору заряда (гидрометру, «глазку»). По его цвету определяют:
- зеленый — заряд и емкость соответствуют норме;
- белый (черный) — наполовину разряжен;
- красный (желтый) — разряжен полностью.
Для чего проверять содержание электролита
При эксплуатации автомобиля в любых условиях вода, содержащаяся в электролите, все равно испаряется. При этом, кроме понижения уровня жидкости, происходит повышение ее плотности, что отрицательно сказывается на работоспособности и долговечности АКБ.
Кроме того, проверяя уровень раствора, можно контролировать его чистоту. Наличие примесей в электролите отрицательно влияет на работоспособность и долговечность батареи.
Как правильно проверить уровень
Проверка уровня электролита в аккумуляторе производится при температуре 15-25°C. После подзарядки замеры не проводят, потому что электролит нагревается и увеличивается в объеме.
Если корпус аккумулятора прозрачный и на нем имеется шкала с MIN и MAX, то уровень жидкости определяют во всех банках по этим меткам. Для точности проверки сзади АКБ устанавливают мощную лампу.
Если корпус не прозрачный, то для замера понадобятся:
- строительный угольник;
- стеклянная трубка с внутренним диаметром 3-5 мм;
- карандаш;
- отвертка.
Вместо отвертки можно воспользоваться монетой. Стеклянную трубку можно заменить прозрачным корпусом шариковой ручки или трубочкой для коктейлей.
Действуют в следующей последовательности:
- Откручивают все заливные пробки.
- Угольник прикладывают метрикой к стенке, сверху прижав к плоскости крышки. Карандашом ставят метки на угольнике напротив уровней MIN и MAX.
- Стеклянную трубку до упора в пластины опускают в заливное отверстие первой банки. На уровне плоскости крышки на трубке ставят риску.
- Предварительно зажав верхнее отверстие пальцем, трубку с электролитом в вертикальном положении достают из банки.
- На трубке рисуют метку на уровне жидкостного столба. Электролит затем выливают обратно в банку.
- Трубку риской прикладывают к «0» на угольнике. Метка уровня жидкости на трубке должна находиться между метками MIN и MAX на метрике.
Внимание! Работы по замеру и восстановлению уровня электролита осуществляют в хорошо проветриваемом помещении. Руки защищают от ожога плотными резиновыми перчатками, глаза прикрывают очками.
Данную процедуру проводят в каждой банке.
При отсутствии меток MIN и MAX на стенках АКБ специалисты рекомендуют держать уровень жидкости на 12-15 мм выше пластин.
Если внутри банки имеется контрольная «лапка», раствор должен быть выше ее на 3-7 мм.
Почему падает уровень электролита
Постепенное испарение из раствора воды и, как следствие, падение его уровня, происходит постоянно при передвижении автомобиля. Ускоренно это происходит в дальних поездках по районам с жарким климатом.
Основными причинами резкого падения уровня являются:
- выход из строя регулятора напряжения;
- механическое повреждение корпуса аккумулятора (трещины, сколы);
- короткое замыкание между пластинами;
- короткое замыкание между банками.
Признаками, на которые нужно незамедлительно обратить внимание, являются:
- пар из вентиляционных отверстий заливных пробок;
- электролит в виде капель на крышке АКБ;
- интенсивный нагрев корпуса АКБ;
- быстрая разрядка и подзарядка аккумулятора.
При обнаружении любого из признаков необходимо срочно проверить и восстановить уровень рабочей жидкости в батарее.
Справка! При понижении уровня в банку доливают дистиллированную воду. Исключением является повреждение корпуса. Тогда в банки после устранения дефекта доливают готовый раствор.
Последствия неправильного уровня электролита
Нарушение уровня раствора в ту или иную сторону чревато выходом батареи из строя.
Низкий уровень электролита в аккумуляторе приводит к следующим последствиям:
- при испарении воды серная кислота концентрируется, что приводит к ускоренному износу пластин;
- верхние оголенные участки пластин при зарядке нагреваются и осыпаются;
- скопление шлама на дне банки служит причиной постоянных коротких замыканий между пластинами;
- в разы понижается емкость аккумулятора.
В результате дальнейшей эксплуатации АКБ полностью выходит из строя в течение 2-4 месяцев.
Повышенный уровень электролита, связанный с переливом воды, снижает плотность электролита. Зимой при больших морозах раствор может замерзнуть, расколов корпус аккумулятора.
Также превышение уровня приводит к забитым вентиляционным отверстиям в заливных пробках. Повышение давления испарений внутри банки может привести к ее разгерметизации.
Регулярный контроль уровня электролита в аккумуляторе продлит срок его службы и избавит автовладельца от незапланированных затрат.