Зима для автомобилистов – это крайне тяжелый период. Постоянные морозы, гололедица, замерзание стекол и замков, необходимость прогревания – все это существенно усложняет эксплуатацию автомобиля. С наступлением весны можно немного расслабиться, но не стоит забывать, что подготовка автомобиля к весне является обязательным мероприятием. От этого зависит дальнейшая целостность машины и стоимость всех будущих ремонтов. Далее будут описаны вещи, на которые стоит обратить предельное внимание перед началом весеннего сезона эксплуатации.
Необходимость подготовки
Каждая модель авто имеет свой регламент технического обслуживания, но отдельные процедуры должны быть выполнены независимо от каких-либо требований. Связано это с рядом причин, а именно:
- Суровые условия эксплуатации. В зимний период на двигатель оказываются высокие нагрузки, так как машине приходится постоянно пробуксовывать. Морозы и химически активные вещества с дорог также оказывают неблагоприятное влияние на состояние агрегатов, поэтому необходима внеочередная проверка.
- Ускоренный расход жидкостей. Расход масла двигателя и КПП во многом зависит от условий эксплуатации и окружающей среды. С наступлением потепления стоит заняться рабочими жидкостями.
- Грязь и слякоть. Стоит уделить внимание внешности. Зимой крайне быстро засоряется салон, образовывается в подкапотном пространстве грязевая корочка, а застоявшаяся вода может стать причиной коррозии кузовных элементов.
Чтобы предотвратить непредвиденные поломки в будущем, настоятельно рекомендуем изучить, как подготовить автомобиль к весне.
Полноценная мойка
Как только снег практически полностью растает, необходимо наведаться в ближайшую автомойку. Полноценная мойка кузова, подкапотного пространства и других элементов конструкции окончательно удалит грязь, а также разъедающие составы, которыми активно посыпались дороги зимой. Это предотвратит развитие коррозии и разрушение оригинального лакокрасочного покрытия.
Мойку рекомендуется выполнять хотя бы раз в неделю. С потеплением на улице вам не придется беспокоиться о замерзших замках или дверях. Не жалейте средств на полировку, ведь она позволяет скрыть микротрещины в лакокрасочном покрытии. Также наравне с мойкой обязательно осмотрите стеклоочистители. После зимы лезвия становятся тупыми, соответственно, оставляют следы на лобовом стекле. Дворники – это относительно небольшая затрата для сохранения новизны лобового стекла.
Убираем салон
Разобравшись с внешностью машины, не забудьте заглянуть внутрь. Очистите багажник от всего зимнего инвентаря: лопаты, скребка, различных щеток и подобного. Достаньте все коврики и тщательно вымойте их. Реагенты, а также грязь с обуви попадают и на них. Рекомендуется налить в тазик или другую большую тару теплой воды, а затем дать «откиснуть» автоковрикам, после чего с помощью моющих средств потереть их щеткой, чтобы удалить мыльный состав струей воды.
Выбор моющего средства зависит от типа ковра. Для резиновых и текстильных изделий применяются различные составы. На рынке также продаются спецсредства, например, STP Tuff Stuff и Nowax Multi-Purpose Foam Cleaner.
С уборкой салона есть два варианта: сделать все самостоятельно или оплатить работу профессионалов. При наличии свободного времени можете прибегнуть к первому варианту. Сперва надо выполнить ряд подготовительных действий:
- Подготовьте щетки, несколько губок, пену для ковровых покрытий (например, Profoam 4000 или аналог), микрофибровые салфетки.
- Уберите все переносимые предметы из салона (украшения, игрушки, навесные держатели и подобное).
- Отключите зажигание или уберите с АКБ клемму «плюс», чтобы предотвратить короткое замыкание.
После следует тщательно пропылесосить все поверхности в машине, удалить крошки и другой мелкий мусор. Далее с использованием пенящегося спецсредства обработайте обивку потолка, сидений и дверей. На последнем шаге необходимо насухо протереть все поверхности.
Если вы не хотите тратить время на подбор моющих средств и все описанные процедуры, тогда отдайте машину в специализированный центр. Мастера оперативно и качественно вычистят салон, удалив пятна и разводы.
Рабочие жидкости и сменные элементы
Замена трансмиссионного и моторного масла, охлаждающей и других жидкостей происходит в соответствии с регламентом, утвержденным производителем. В технической документации, как правило, вы можете найти, через какой промежуток времени или пробег следует производить замену. При этом учитывайте, что этот срок существенно сокращается при жестких условиях эксплуатации, а зима как раз относится к ним.
Проверьте уровень моторного масла, охлаждающей жидкости. Проинспектируйте состояние тормозной жидкости и гидроусилителя рулевого управления. Возможно, замена потребуется раньше, чем это предписано регламентом. Также осмотрите воздушный и топливный фильтры. Замените при необходимости. Менять практически новое моторное масло перед весной необходимо в тех случаях, если в ближайшем будущем на машину будут воздействовать высокие нагрузки (например, ежедневные поездки на дальние расстояния). В остальных случаях придерживайтесь установленного графика замены.
Тормозная система
Подготовка авто к весне должна включать обязательный осмотр тормозной системы. Зимой автомобилю приходится чаще тормозить, соответственно, колодки и тормозные диски изнашиваются быстрее, как и расходуется тормозная жидкость. Убедитесь, что тормозной путь остался неизменным, при этом отсутствуют какие-либо протечки. Если в торможении стали появляться посторонние звуки (скрип или скрежет металла), причина в колодках. Слишком тугая или мягкая педаль тормоза – признак возможной неисправности. Здесь понадобится профессиональная диагностика в специализированной мастерской.
Не пренебрегайте осмотром тормозной системы. От нее зависит ваша жизнь и безопасность других участников дорожного движения. Прокачивание тормозной жидкости без опыта самостоятельно делать не рекомендуется, так как при создании воздушного кармана придется начинать процедуру заново.
Ходовая часть
Снег и ледяные булыжники могут разрушить сайлент-блоки, вкладыши и пыльники. Это, конечно же, приводит к более серьезным последствиям. Осмотрите тщательно всю ходовую часть, даже если зимние поездки были без каких-либо происшествий. Поломка шаровых может полностью вывести автомобиль из строя.
Опытные водители способны по шуму определить наличие неисправности. Прислушивайтесь к авто во время движения. Если таких продвинутых навыков еще нет, тогда обратитесь в автомастерскую для диагностики. Стоит проверить и сход-развал. Проконтролировать углы установки колес вы можете по следующей методике. Разгонитесь до скорости в 70-80 километров в час на ровной дороге, а затем на несколько секунд отпустите руль. Если машину начинает вести в сторону, то посетите шиномонтаж для регулировки. Повышенный износ шин с одной стороны также говорит о необходимости проведения процедуры.
Система охлаждения
Убедитесь в корректности работы термостата и датчика включения вентилятора. Вам необходимо завести авто, а затем на холостых оборотах прогреть мотор до рабочих температур. После проинспектируйте патрубки. Верхний должен нагреться в первую очередь, а после него через 2-3 минуты нижний. Далее с пятиминутным промежутком включается вентилятор. Если что-то не сработало, обращайтесь на СТО.
Шины
Автомобилисты часто интересуются, когда переобувать машину весной. Не стоит с первыми потеплениями устанавливать летние покрышки. Ночью все замерзает, поэтому утром на дороге образовывается тонкая корочка льда. Ездить по ней на летней резине будет проблематично и опасно. Рекомендуется переобувать авто как только температура достигнет стабильных +7 градусов Цельсия.
Важно осмотреть зимние покрышки на износ по протектору, чтобы убедиться в их целостности. Существуют важные правила хранения. Резину с дисками нельзя ставить вертикально, так как нагрузка будет приходиться только на одно место. Колеса необходимо подвешивать или класть горизонтально в стопки не более двух штук. Покрышки без дисков разрешается ставить вертикально, переворачивая их каждые 4-5 недель.
Перед поездкой рекомендуется проверять давление в шинах. Недостаточное давление ухудшает управление транспортным средством, а в худшем случае может произойти срыв с диска. Проверка выполняется только в «холодных» шинах, т. е. тех, которые не ездили минимум 2 часа. В «горячих» покрышках возможны погрешности до 10 процентов.
Чтобы измерить давление манометрам, вам следует проделать несколько простых действий, а именно:
- Открутите колпачок ниппеля. Как правило, ниппель располагается рядом с покрышкой. Размером он не больше трех сантиметров.
- Подключите манометр к отверстию, а затем посмотрите показатель, который выдает прибор. Манометр должен плотно прилегать, чтобы исключить неправильность измерений.
- Установите колпачок на место для предотвращения попадания грязи.
Специализированный осмотр
В ходе эксплуатации могли возникнуть проблемы, которые выявить в гаражных условиях практически невозможно. Ситуация маловероятная, но не стоит рисковать. Рекомендуем пройти общую диагностику в специальном техцентре. Особенно это касается современных автомобилей с электронным блоком управления. Низкие температуры часто нарушают работу электроники. Компьютерная диагностика в сервисе поможет проверить ЭБУ на наличие ошибок.
Процедуры выполняется быстро, а благодаря выдаваемым кодам ошибок легко локализируются места поломки. Не обойтись и без тщательного визуального осмотра автомехаником. Некоторые неполадки не определит ни один компьютер.
Также уделите внимание системе кондиционирования. Зимой она практически не используется, поэтому кондиционер требует дозаправки или технического обслуживания. Это довольно дорогостоящий компонент автомобиля, за которым необходимо следить. Желательно убедиться в полной работоспособности замков. Частое замерзание и последующее вмешательство водителей зимой могло нанести ущерб конструкции. Чтобы гарантировать их стабильную работу, обработайте сердцевины силиконовой или другой специальной смазкой.
Отдельное внимание уделите аккумулятору. Низкие температуры не лучшим образом сказываются на продолжительности работы. Высокие нагрузки на компонент оказывает запуск мотора на холодную. Если в транспортном средстве установлена необслуживаемая АКБ, проверьте ее потенциал. Убедитесь, что на клеммах не появилась коррозия, при этом металл полностью целый.
Теперь вы знаете, зачем мы готовим машину к весне и какие мероприятия необходимо провести. Крайне важны все эти процедуры в ситуации, когда автомобиль простоял всю зиму в гараже. Его эксплуатация небезопасна, поэтому обязательно выполните подготовительные работы. Перед поездкой всегда проводите визуальный осмотр на наличие потеков под машиной.