Аккумуляторная батарея - не является вечной, и каждый автовладелец может столкнуться с такой проблемой как разряд АКБ. Есть вариант сразу купить новую батарею, что ударит по вашему кошельку, а можно восстановить ваш старый аккумулятор путем его подзарядки. Для восстановления напряжения АКБ применяют специальные зарядные и пуско-зарядные аппараты.
Для каких целей зарядное устройство
Чаще всего потеря заряда у аккумуляторов возникает зимой, при минусовых температурах. Машина перестает заводиться, потому что мощности аккумулятора не хватает для того чтобы повернуть стартер. В холодную пору много энергии аккумулятора тратится на обогрев салона и езде при включенных фарах, при такой интенсивной нагрузке, генератор попросту не успевает возобновлять заряд батареи, особенно если ваши поездки частые и на небольшие расстояния. Когда срок эксплуатации батареи подходит к концу, очень важно обезопасить себя и приобрести зарядное устройство, для поддержания заряда.
Виды зарядных устройств
Существует несколько видов зарядных устройств, таких как:
- простое зарядное приспособление, которое служит только в основном для подзарядки аккумулятора и для стабильной его работы в холодную пору года;
- пуско-зарядный аппарат может позволить завести мотор батареи, даже если аккумулятор полностью разрядился, не вынимая ее из машины;
- автономное пуско-зарядное приспособление выполняет ту же функцию, однако не требует подключение к розетке, так как в нем встроена своя батарея.
По принципу работы, аппараты бывают импульсные и трансформаторные. Модели с трансформаторным принципом работы были изобретены самыми первыми. Представляют собой очень тяжелые и неудобные аппараты, однако они выделяются своей надежностью. Импульсные – намного компактнее и практичнее. Если вы все же решили приобрести зарядку для АКБ, то рекомендуется покупать именно этот тип «зарядника».
Основные качества зарядного устройства
Не смотря на многообразие зарядных устройств, все они имеют единственную цель и принцип работы. Процесс зарядки заключается в том, что прибор преобразует напряжение из электросети в напряжение, нужное для номинала аккумулятора и обеспечивает зарядку батареи в автоматическом режиме. Простота процесса заключается в том, чтобы просто подсоединить клеммы к аккумулятору, а вилку прибора в розетку.
Методы зарядки АКБ
Зарядка при постоянном токе. Полная зарядка такой батареи осуществляется, при подключении ее к электросети с постоянным током и требуемым напряжением. Главным достоинством такого метода, при условиях постоянной силы тока, является возможность зарядить батарею на 100%. Чем меньше сила тока, тем полнее происходит заряд, если же увеличить ток, аккумулятор начнет сильно перегреваться. Недостатком такого метода является очень длительное время зарядки.
Зарядка при постоянном напряжении. Этим методом можно зарядить батарею до 95% номинальной емкости. Недостаток этого метода заключается в перегреве батареи, следствием чего является большая сила тока на начальном этапе зарядки.
Зарядка при помощи малого тока. Используется величина тока в диапазоне до 0,5 ампер, и служит для компенсации саморазряда и для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии. Метод позволяет восстанавливать его емкость.
ВАЖНО! Заряд аккумулятора следует проводить в хорошо вентилируемых помещениях, так как в процессе подзарядки, из него выделяется смесь водорода и кислорода опасная для здоровья.
Как выбрать зарядное устройство
Если ваш автомобиль часто простаивает, или вы пользуетесь им для частых поездок на короткие расстояния, вам обязательно нужно иметь при себе зарядное устройство. Непосредственно перед покупкой зарядного устройства, необходимо выяснить все свойства своего аккумулятора, так как это напрямую влияет на правильный выбор зарядного устройства. Рынок аккумуляторов может предложить следующие типы батарей:
- Аккумулятор традиционного типа со свободной кислотой (WET).
- Клапанно-регулируемые свинцово-кислотные аккумуляторы (AGM).
- Аккумуляторы схожие по конструкции с AGM только пластины погружены в специальный силикагель (GEL).
Самым распространенным типом аккумуляторов является WET. Конструкция такой батареи состоит из свинцово-кислотных пластин с жидким электролитом. Это самый неприхотливый тип АКБ, к которому подходит любое другое устройство для зарядки. Если брать AGM и GEL, то к выбору «зарядника» к этим аккумуляторам следует отнестись с большим вниманием. Вместо электролита в жидком виде, в них находится серная кислота в жидком виде(AGM), а в (GEL) – в виде геля. Эти батареи чувствительны к скачкам напряжения и перезаряду. Автомагазины могут предложить вам специальные зарядки именно для этих типов батарей. Так же может подойти и универсальный, который будет иметь отдельные режимы для работы с подобными батареями. При выборе ЗУ следует обратить внимание еще на одну характеристику, такую как номинальное напряжение вашего аккумулятора. Большинство малолитражных автомобилей оснащены батареями с напряжением равным 12 вольт. Что касается больших грузовых машин, то на них установлены аккумуляторы с напряжением 24 вольта. Помимо номинального напряжения вам необходимо выяснить какая номинальная емкость вашей батареи.
Популярные модели зарядок
Многие производители могут предложить свои зарядные устройства, и трудно однозначно сказать, от кого именно лучше всего приобрести аппарат. Однако, если вникать в продукцию разных ЗУ, то можно подобрать что-то оптимальное именно для вашего аккумулятора от таких производителей:
«Калибр»
Российская компания, которая выпускает широкий спектр приспособлений для зарядки АКБ. Одним из устройств можно выделить ЗУ-100, цена которого в среднем составляет около 3 тысяч рублей. Этим устройством можно заряжать аккумуляторы емкостью от двадцати до ста ампер-часов и номиналом порядка 12-24 вольта. Еще одним представителем этой компании является ЗУИ-8, ЗУ может заряжать батарею при полностью автоматическом режиме. Для зарядки более мощных аккумуляторов, с емкостью от 92 до 250 А-ч, хорошо подойдет ЗУ-700.
«Сорокин»
ЗУ так же выпускаются и продаются в России. Примерами могут быть ЗУ Сорокин 4А 6-12В и 15А 12B Boost. Производитель заявляет, что этими ЗУ можно заряжать аккумуляторные батареи тип WET, AGM, GEL.
«Ресанта»
Зарядки латвийского производства, которіе укомплектовані аккумуляторной батареей, что дает возможность запускать мотор, не подключая прибор к электросети. Можно выделить следующие модели: ПУ-1 12В 7А-ч 250А и ПУ-2 12В 17А-ч 400А(дополнительно укомплектован USB входом, фонариком и компрессором);
«Telwin»
Итальянская компания, выпускающая ЗУ широкого спектра назначения. Несмотря на высокую цену, можно найти более доступные варианты такие как: NEVATRONIC 12 или, не уступая по качествам, T-CHARGE 12, которые, подходят для всех типов аккумулятора;
«Aiken»
Выпускается в России по лицензии, среди самых распространенных зарядных устройств можно выделить: MCB12M 6-12B, MCB15M 6-12B и MCB13S 12-24B.
Как правильно подобрать пуско-зарядные устройства
В отличие от обычной зарядки, пуско-зарядное устройство (ПЗУ) больше предназначено для эксплуатации на автосервисе и автопарках предприятий. ПЗУ, как правило, стоят намного дороже от обычных зарядок, отличаются весом и габаритами. Обязательным условием использования аппарата является наличие розетки, следовательно, если ваш автомобиль хранится на обычной стоянке, он вам не подойдет. Однако, главным преимуществом ПЗУ является его эффективность, если разряженную машину требуется сразу завести. Смысл заключается в том, что подаваемый ток намного большей величины, чем у простых ЗУ, и для запуска мотора не требуется тратить время на подзарядку батареи. Выбирая ПЗУ, помните что, вы облегчите себе жизнь тем, что вам не придется снимать аккумулятор с машины, достаточно будет просто подсоединить клеммы.
Разновидности пуско-зарядных приборов
Существует несколько разновидностей пуско-зарядных приборов, исходя из своих возможностей, их можно поделить на три типа:
- Бытовые. Название прибора подразумевает использование этого прибора в гараже. В основном эти приборы рассчитаны с сетью автомобильного аккумулятора 12 вольт. Так же есть приборы, которые работают в диапазоне напряжения от 6 да 12В, что в свою очередь может произвести зарядку и запустить двигатель не только машины а и мотоцикла.
- Профессиональные. Пуско-зарядные устройства, работающие в диапазоне от 12В до 24В. Устройство рассчитано на эксплуатацию аккумуляторов не только легковых машин, но и грузовых.
- Комбинированные. Приборы, в которых мощность может механически регулироваться в диапазоне от 6В до 36В. Приобретение этого аппарат будет самым оптимальным, однако нужно учитывать всю сложность в его использовании.
Зимой многие факторы, такие как низкая температура, короткий световой день и постоянно включенный свет фар негативно сказывается на вашем АКБ. Поэтому, для продления срока эксплуатации необходимо иметь зарядные или пуско-зарядные устройства.