Функции такого автомобильного прибора как тахометр для большинства водителей остаются неизвестными и невостребованными. Вместе с тем это оборудование позволяет измерить частоту оборотов коленчатого вала, а чем это поможет в процессе управления автомобилем, а также что такое тахометр в автомобиле, расскажет наша статья.
Зачем необходим тахометр в авто
Этот прибор на приборной панели расположен непосредственно рядом со спидометром, его интерфейс и основные функции также весьма схожи с этим измерительным оборудованием. Вместе с тем мало, кто из водителей обращает внимание на показания тахометра, а еще меньше — знают его основные функции. Сам термин происходит от слияния двух греческих слов, которые в буквальном переводе означают «скорость» и «меру». Это позволяет сделать вывод, что тахометр также косвенным образом служит для определения скорости движения автомобиля, вот только единицы его измерения отличаются от привычных км/час.
Что показывает тахометр в автомобиле? Предназначен этот контрольный прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Единицей измерения выступает показатель число оборотов в минуту времени.
Объектом измерения выступает скорость передачи вращения от ДВС на карданный вал, шестерни АКП, что приводит в движение механизмы автомобиля. Показания устройства напрямую зависят от скорости вращения, косвенным образом — объема подаваемой в камеры сгорания топливно-воздушной смеси.
Для водителя тахометр может стать отличным способом максимального использования мощности двигателя, который не приводит к его порче и преждевременному износу. Объяснить это высказывание можно на примере. В спецификации приобретенного автомобиля обязательно указываются такие важные эксплуатационные параметры как max мощность и крутящий момент. Эти два значения напрямую зависят от скорости оборотов двигателя, а значит, регулируются именно этими показателями.
Выяснив эти значения для своей марки автомобиля, водитель может самостоятельно корректировать допустимые пределы использования мощности двигателя, переключая коробку передач в нужный момент. Это позволит выдержать максимальный разгон (выбирая передачу на оптимальных для этого значениях оборотах) в комфортном для ДВС режиме, что положительным образом скажется на расходе топлива. Поддерживая значения чуть ниже максимальных оборотов, можно не только снизить расход топлива, а также увеличить срок службы двигателя, исключить его перегрев и выход из строя раньше времени. Подобные нюансы вождения автомобилем знаю далеко не все водители, поэтому достаточно потренироваться, изучив принцип работы тахометра в автомобиле, можно повысить свое мастерство, а также лучше использовать потенциал автомобиля.
Принцип работы тахометра
Устройство тахометра автомобиля подразумевает оборудование счетчика передаваемых с измерительных приборов импульсов. Контрольные показатели имеют погрешность в 50 – 150 об/мин, наименьший процент ошибок у современного цифрового оборудования.
Какие бывают тахометры
В зависимости от работы прибора, а также точности измерения импульсов, различают три основных типа датчика.
Виды тахометров:
- Механический, который в настоящее время встречается только на старых авто.
- Аналоговый представляет собой циферблат со стрелкой, показания которой колеблются во время движения авто.
- Цифровой тахометр — электронное табло с указанной информацией.
Для дополнительного удобства пользования шкала прибора может иметь контрольные отметки, облегчающие процесс переключения скоростей. На современных моделях авто также можно встретить и графическую шкалу, показывающую изменение скорости передачи импульсов. Электронный тахометр для авто при всей своей современности, все же уступает удобству использования во время движения, ведь цифровые обозначения не позволяют быстро принять решение. Именно поэтому аналоговый прибор считается лучшим выбором.
В зависимости от того, было ли авто изначально оборудовано данным устройством, также выделяют два класса оборудования: штатный и выносной. Второй тип нашел большее распространение для автокаров, когда подобное устройство является важным составляющим в успехе использования всех максимальных значений двигателя.
Тахометр на дизель
Принцип работы дизельного двигателя кардинально различается от ДВС, поэтому и устройство тахометра претерпело значительных изменений. В частности для учета оборотов коленвала берется значение вращения генератора. Счетчик получает импульсный показатель переменного тока, высокая частота которого свидетельствует об увеличенном количестве скорости вращения. При самостоятельном подсоединении тахометра к дизелю, будет задействована клемма с маркировкой «W» на автомобильном генераторе. После этого необходимо выполнить калибровку прибора при помощи диагностического стенда. Помимо своих основных функции: контроль предельных и рабочих показателей оборота коленвала, использование тахометра позволит своевременно диагностировать возможные неполадки в работе механизма.
Какие проблемы могут быть
Типичным примером ещё одного полезного применения автомобильного тахометра можно считать диагностирование неисправности двигателя. Чаще всего водитель сталкивается с одной из двух описанных далее ситуации. Цифровой автомобильный тахометр встречается довольно редко, рассмотренные примеры будут больше касаться его аналогового «собрата».
Стрелка тахометра прыгает на холостых оборотах
В этом случае речь может идти о неисправностях электрооборудования авто, в частности системы искрообразования, а также применение некачественной топливной смеси, вследствие чего происходит засорение сопла подачи. Прежде чем вмешиваться в структуру топливной системы, обязательно стоит исключить возможные проблемы электрической части.
Что можно проверить:
- Состояние конденсатора для авто, оснащенных контактной системой зажигания.
- Физический износ проводов высокого напряжения, непосредственно подающих энергию для создания искры.
- Повреждение изоляции искропроводящих проводов.
- Недостаточное сопротивление провода электрооборудования после ремонта или восстановления системы.
Среди неисправностей топливной системы чаще всего встречаются засорения жиклера холостого хода (актуально для автомобилей с карбюраторами). Для инжекторного авто — неправильный факел у форсунок. В таких ситуациях самостоятельный ремонт будет затруднен, ведь для инжекторных автомобилей чистка, замена и последующая регулировка распылителя форсунок должно выполняться исключительно на диагностическом стенде.
Стрелка тахометра дергается во время движения
Колебания стрелки приборов во время работы двигателя, может предупреждать о возможных серьезных сбоях в работе ДВС, неравномерной работе цилиндрово – поршневой группы. Именно поэтому не стоит откладывать с диагностикой и устранением неисправности. Наиболее частой ситуацией является ослабленный или растянутый ремень передачи, повреждения цепи привода распредвалов. Реже датчик может сигнализировать при недостатке топлива. Особенно важно вовремя обратить внимание на этот признак при планировании дальней поездки, использования авто за городом и в зимнее время.
Большинство автолюбителей стремятся повысить мастерство вождения, не только используя экстремальные методы разгона и управления, но и задействовать всю мощь «лошадок» без вреда для механизма и «сердца» авто. Некоторым образом этого можно добиться, подробней изучив, как работает тахометр в автомобиле и какую информацию он предоставляет. Наша статья поможет разобраться с этими нюансами, а также основными неисправностями этого прибора.