Немаловажным критерием при выборе автомобиля является уровень его комфорта. В современных автомобилях кондиционеры сменила система климат-контроля. Она поддерживает в салоне заданную температуру и влажность в автоматическом режиме. Какие бывают разновидности климат-контроля, устройство системы, как им пользоваться, в чем преимущества? На эти вопросы мы ответим в данной статье.
Что такое климат-контроль (КК)
Система климат-контроля состоит из кондиционера, механизма фильтрации воздуха и отопительного устройства. Специальные датчики системы приводит в действие электронный блок управления. Эти комплектующие оптимизируют все климатические показатели салона. Кроме поддержания заданного уровня температуры и влажности, многие системы климат-контроля, регулируют интенсивность потоков воздуха и очищают загрязненный воздух. Современные КК способны учитывать влияние солнечного освещения на температуру в салоне, и обеспечивать действительно высокий уровень комфорта.
Система климат-контроля обеспечивает комфорт водителю и пассажирам, не зависимо от температуры на улице. Климатическое устройство работает в автоматическом режиме, считывая информацию с датчиков. Водителю, или пассажиру, необходимо только задать первоначальные оптимальные параметры.
Типы климат-контроля
В зависимости от класса, автомобили оборудуются различными системами климат-контроля. Они отличаются по мощности, удобству контроля, наличию дополнительных режимов.
Каждый человек по своему воспринимает тепло и холод. Климатические системы могут создать индивидуальную зону комфорта для каждого пассажира, разбив климат в салоне на зоны. На этом основана основная классификация систем КК :
-
Обычный тип климат-контроля, работающий в общей зоне всего салона. Это самая простая система. Параметры регулируются в зоне водителя и переднего пассажира. Такой же воздух подается в область задних сидений
-
2-х зонный тип климатической системы. Он позволяет создать комфортные условия для водителя и переднего пассажира индивидуально. Максимально допустимая разница температур составляет 3-4 градуса.
-
3-х зонный тип климат-контроля. Индивидуальные условия, помимо зоны передних сидений, задаются и для пассажиров задних сидений.
-
4-х зонный тип КК, устанавливает различную температуру в автомобиле, по четырем местам салона. Этот тип контроля чаще устанавливают на элитных автомобилях.
В автомобилях с многозонным климат-контролем, водитель может управлять всеми зонами. Это позволяет синхронизировать водительскую настройку температурного режима с пассажирскими. Многозонный климат-контроль осуществляется при помощи заслонок и воздуховодов. Они расположены в каждой части автомобиля. Датчики передают значения температур блоку управления. Блок регулирует угол закрытия заслонок, добиваясь нужных значений.
Климатические системы с тремя или четырьмя зонами, обеспечивают повышенный уровень комфорта, при этом значительно повышают стоимость автомобиля.
Устройство системы
Микроклимат салона автомобиля поддерживается за счет совместной работы систем кондиционирования, отопления и вентиляции. Обеспечивает работу этих систем электронный блок управления, через компоненты исполнительного узла.
Климатическая установка состоит из:
-
компонентов отопительного узла, включая радиатор отопления;
-
элементов системы вентиляции с вентилятором приточного воздуха;
-
системы кондиционирования воздуха, включая конденсатор, ресивер, испаритель и компрессор.
Составляющие системы управления разделены на три основных блока:
Группа датчиков
Они устанавливаются внутри и снаружи автомобиля. Их количество зависит от уровня сложности климатической установки. Перечислим датчики системы КК:
-
измерители температуры воздуха на улице;
-
сенсоры уровня солнечной активности и датчик положения солнца;
-
измерители выходной температуры;
-
потенциометры заслонок, которые фиксируют их положение;
-
датчики температуры испарителя и давления, они обеспечивают работу системы кондиционирования.
Считываемая датчиками информация преобразуется в электронные импульсы и поступает в ЭБУ.
Выходные температурные датчики измеряют показатели в салоне автомобиля. В многозонных системах климат-контроля их устанавливают больше, по количеству рабочих зон в автомобиле.
Электронный блок управления
Он, в считанные секунды, перерабатывает поступающие данные, создает команды, и передает их на исполнительные устройства. При поломке любого датчика, блок управления будет использовать то значение температуры, которое заложено у него в программе.
Исполнительные устройства
К ним относятся электродвигатель вентилятора приточного воздуха и приводы заслонок. Приводы могут быть механические и электрические. В климатическую систему входят следующие заслонки:
-
центральная;
-
входного потока воздуха;
-
обратной циркуляции;
-
температурного регулирования (в многозонных системах);
-
оттаивания стекол.
Заслонки обеспечивают правильную работу системы в целом. Они распределяют теплые и холодные потоки воздуха, в нужную часть автомобиля.
Водителю не обязательно знать все элементы системы климат-контроля. Главное — правильная эксплуатация системы и проведение профилактики неисправностей.
Как работает климат-контроль
Работа климатических установок на разных автомобилях отличается в зависимости от программы, типа установки, количества датчиков, конструкции заслонок. Общая схема работы выглядит так:
-
На пульте управления выставляется нужная температура.
-
Происходит забор воздуха с улицы.
-
Воздух, сквозь фильтр, поступает в климатическую установку. В радиаторе испарителя воздушные потоки охлаждаются и осушаются.
-
Охлажденный воздух поступает в нагревательную часть. Радиатор нагревателя подключен к охлаждающей системе постоянно.
-
Автоматическая заслонка регулирует нужное для подогрева количество воздуха.
-
Холодный и горячий воздух смешивается и подается в воздуховоды, которые распределяют смешанный воздух по салону.
-
Автоматические заслонки каналов подают воздух в разные точки салона.
При смешивании воздуха, система учитывает температуру в автомобиле и снаружи. Летом комфортные условия в салоне обеспечивает испаритель, а зимой - радиатор отопления.
Установка климатической системы
Климат-контроль — привередливая система, которой можно оборудовать не каждое авто. Для ее установки может потребоваться значительная доработка узлов и агрегатов.
Владелец автомобиля может установить полноценную систему, либо какую-то ее часть, для выполнения определенных функций, например, размораживания стекол. Установка климатического контроля, достаточно сложный процесс, требующий знаний в области механики и электроники. Если автовладелец уверен в своих силах, можно установить КК самостоятельно, не обращаясь к специалистам.
Устанавливать лучше систему климат-контроля из вариантов для своей модели автомобиля, но с более совершенной комплектацией. Такая установка лучше интегрируется с авто.
Оборудуя автомобиль климат-контролем, нужно установить следующие элементы:
-
Электронный блок управления.
-
Электропроводку. Предусмотреть выводы для подключения к ЭБУ и датчикам.
-
Приводы с обратной связью. Механические приводы заменяются на электрические.
-
Блок датчиков.
Установка системы на разных автомобилях имеет свои нюансы, общим является алгоритм действий:
-
Все компоненты подключаются и настраиваются с помощью программы самого устройства.
-
Координируется работа блока управления с заслонками и двигателем.
-
Датчики реагируют на помехи от других электроприборов, поэтому их нужно экранировать.
-
При установке электронного блока, необходима схема электропроводки. Нужно правильно «запитать» блок, чтобы не возникла дополнительная нагрузка на другие элементы авто.
-
Проводится калибровка всей системы, чтобы приводы, датчики и блок работали единым механизмом.
Установка климатического контроля кропотливый и трудоемкий процесс, но комфортная езда стоит потраченных усилий.
Климат-контроль не работает
Встроенная самодиагностика системы позволяет провести тестирование автомобиля, и выявить причину неисправностей. Самодиагностику и небольшой ремонт, владелец может провести самостоятельно, если у него есть нужные навыки. Но, если самодиагностика не предусмотрена комплектацией, лучше обратиться в автосервис.
Алгоритм проведения самодиагностики индивидуален для каждого автомобиля. В инструкции по эксплуатации можно посмотреть, как проводится процедура. Рассмотрим, какие виды ремонта автовладелец может произвести самостоятельно:
-
При неработающем компрессоре, проверяется предохранитель. Он расположен в монтажном блоке под капотом авто. Часто перегорает вставка плавкая, которую нужно заменить. При ее повторном сгорании, нужно искать причину в электрической цепи.
-
В вентиляторе могут окислиться контакты проводки. Их достаточно зачистить и промазать токопроводящей пастой.
-
Могут износиться щетки двигателя, которые заменяются новыми.
-
При обнаружении трещин на радиаторе кондиционера, его необходимо заменить, или отремонтировать на СТО.
-
Часто причиной неисправности блока климат-контроля, становится отслаивание дорожек пайки. Припайка всех разъемов, контактов экрана, ножек микросхемы устраняет эту проблему.
-
Ремонт двигателя, привода заслонок - дело очень трудоемкое. В автомобиле установлено не меньше четырех заслонок, и существует более сотни их положений. Поэтому, лучше провести полную компьютерную диагностику системы, чтобы найти неисправный узел.
Следует помнить, что неквалифицированный ремонт может повлечь зо собой еще большие повреждения и денежные затраты.
Профилактика неисправностей
Всякую поломку можно предотвратить или отсрочить, соблюдая правила эксплуатации. Чтобы как можно дольше наслаждаться комфортной ездой, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
-
ежегодно проверять герметичность системы, чтобы избежать вытекания хладагента;
-
периодически менять салонный фильтр;
-
ежемесячно очищать радиатор о пыли;
-
своевременно проводить дозаправку хладагента;
-
проверять работу электронного блока;
-
периодически чистить вентиляцию салона;
-
включать и отключать систему за минуту перед запуском и остановкой мотора.
Желательно доверять ремонт и обслуживание автомобиля специалистам.
Преимущества и недостатки
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны наличия системы климатического контроля.
Преимущества:
-
повышенный комфорт в салоне;
-
автоматический режим работы не отвлекает водителя;
-
возможность пассажирам выбирать свою оптимальную температуру;
-
можно запрограммировать режимы самостоятельно;
-
стекла не запотевают;
-
быстрое оттаивание стекол в зимний период;
-
рециркуляция воздуха позволяет с комфортом проехать загазованные участки пути;
-
возможность длительной эксплуатации системы, без риска для здоровья.
Недостатки климатической установки:
-
значительно повышается стоимость автомобиля;
-
обслуживание и ремонт желательно проводить на автосервисе;
-
увеличивается расход топлива;
-
датчики могут работать не точно, вследствие чего заданная температура, будет отличаться от фактической в салоне.
Системы КК постоянно совершенствуются, и они уже не являются чем-то недостижимым. Большинство современных автомобилей оснащены системой климат-контроля в базовой комплектации. А конкуренция на рынке производителей, позволяет снижать стоимость автомобиля с установленной климатической системой, сохраняя уровень комфорта.