Дизельные двигатели достаточно сложно восстанавливать, поэтому нужно пристально следить за их состоянием. Одним из первых признаков неисправности дизельного агрегата становится возросший расход топлива и сгущающийся дым из выхлопной трубы. Нередко такие признаки указывают на поломку форсунок.
Причины поломки форсунок
В числе возможных неисправностей форсунок дизельного двигателя специалисты выделяют три фактора:
- износ;
- плохой бензин;
- вода.
Продлить период эксплуатации новых деталей можно, выбирая качественное топливо.
Проверка форсунок дизеля на слив в обратку
По мере износа форсунок возникает проблема, когда топливо из них обратно попадает в систему. По этой причине топливный насос не способен нагнетать необходимое рабочее давление. В последствие это может стать проблемой не только с запуском, но и с работой мотора.
Осуществить проверку дизельных форсунок своими руками не сложно, для этого нужно предварительно купить медицинский шприц и систему для капельниц (понадобится трубочка длиной не менее 45 см).
Для того чтобы найти форсунку, скидывающую в обратку чрезмерное количество топлива, нужно следовать определенному алгоритму действий:
- достать поршень из шприца;
- трубочку для капельниц вставить в горлышко шприца и подключить шприц к «обратке» форсунки, при этом двигатель должен работать.
- в течение 2-х минут держать шприц и набирать топливо (если оно будет набираться);
- эту процедуру повторять для всех форсунок поочередно или соорудить специальную систему для всех одновременно.
Количество топлива в шприце указывает на наличие либо отсутствие проблемы с форсункой и позволяет сделать выводы:
- если шприц пустой – форсунка полностью исправна;
- топливо в шприце 2-4 мл – допустимые пределы;
- объем топлива в шприце 10-15 мл – форсунка частично либо полностью вышла из строя. Требуется ее ремонт/замена.
Однако такая проверка дизельных форсунок в домашних условиях простая и позволяет судить только о пропускных способностях распылителя.
Проверка приборами
Более тщательная проверка форсунок дизельного двигателя осуществляется с помощью максиметра. Этот прибор представляет собой специальную образцовую форсунку со шкалой и пружиной, с помощью которой выставляется давление начала впрыска топлива.
Другой способ проверки – использование контрольной рабочей форсунки, с которой во время проверки сравниваются все эксплуатируемые в двигателе устройства. В время диагностики должен быть запущен мотор. Последовательность действий такова:
- выполняют демонтаж топливопровода и форсунки с двигателя;
- на штуцер ТНВД подключают тройник;
- чтобы позволить топливу поступать только на одну форсунку, выполняют ослабление гаек на других штуцерах;
- подсоединить к тройнику тестируемую и контрольную форсунки;
- активировать декомпрессионный механизм и вращать коленчатый вал.
Тестируемая и контрольная форсунки должны показывать идентичные результаты одновременного начала впрыска топлива. Когда есть отклонения – надо регулировать форсунку.
Также проверить работу форсунок дизельного агрегата можно на регулировочном стенде, но он есть только на СТО.
Чистка форсунок
Загрязнение каналов, по которым проходит топливо, нарушает образование воздушно-топливной смеси и существенно ухудшает распыление топлива.
Решить данные проблемы помогает промывка, обеспечивающая удаление накопившихся загрязнений внутри топливных каналов.
Чистка форсунок осуществляется следующими способами:
- При помощи ультразвука. Достаточно эффективный способ удаления отложений, который проводится на СТО. Форсунки помещают в жидкость и воздействуют на них ультразвуковыми колебаниями. Под их воздействием грязь в сопле разрушается довольно быстро.
- Промывка на стенде с помощью жидкостей. Очищение форсунок происходит под воздействием высокого давления за счет активной циркуляции жидкости. Этот способ наиболее эффективный.
- Промывка топливом, содержащим присадки. Этот метод довольно простой и не требует использования дорогого оборудования. В топливо добавляют специальную присадку, которая проходя через форсунку, растворяет отложения.
- Ручная промывка. Достаточно распространенный способ, не требующий использования специального оборудования. Форсунки демонтируют с рейкой и хорошо фиксируют над емкостью. По прозрачной трубке подается очищающая жидкость. Дозатор форсунки активируют при помощи по проводам аккумулятора электрического тока. Очистка происходит через 10-15 минут распыления жидкости.
Важно! Чтобы форсунки служили долго, рекомендуется использовать фильтр для дизельного топлива тонкой очистки.
Вероятные неисправности
1. Наиболее частая причина поломки форсунки – нарушение плотности посадки иглы во втулке форсунки. В случае если ее значение несколько уменьшено, через новый зазор протекает много топлива. Обнаружить утечку топлива можно несколькими способами:
- найти информацию, указывающую какое давление при открытии иглы должно быть в форсунке (для каждого агрегата он будет различным);
- проверить форсунку на специальном испытательном стенде;
- создать на форсунке заведомо высокое давление;
- измерить время (секундомером), через которое давление упадет от рекомендуемого на 50 атмосфер.
2. Если обнаружится износ седла клапана, ремонт бесполезен, поскольку такой ремонт дорогостоящий и обойдется больше половины от стоимости новой форсунки.
Иногда дизельный инжектор дает небольшую или очень обильную течь горючего. Во втором случае необходим ремонт или полная замена форсунки, а в первом – проблему можно решить собственными силами.