Датчик детонации на отечественных и зарубежных автомобилях
Датчик детонации на отечественных и зарубежных автомобилях
 

Каждый автомобилист обязан знать основные агрегаты своего автомобиля. Однако не лишним будет изучить и более подробное устройство транспортного средства. Практически в каждой машине устанавливаются многочисленные датчики, от показания которых зависит корректность работы отдельных механизмов. Одним из ключевых является датчик детонации. Рекомендуем каждому автомобилисту узнать, для чего нужен датчик детонации, где он располагается и как выполнить диагностику в гаражных условиях. Эта информация обязательно будет полезна каждому водителю.

Детонация – опасный процесс

Прежде чем изучить сам датчик, давайте ознакомимся с самим процессом детонации. Для водителей не секрет, что эффективность работы мотора зависит от двух основных вещей: угла опережения сгорания и качества топлива. Неправильно установленный угол чаще всего приводит к появлению этого неприятного явления.

Как правило, оптимальным вариантом воспламенения топливной смеси является момент, когда поршень еще не дошел до наивысшей точки в случае угла опережения в 2-3 градуса. При этом финальная стадия воспламенения начинается в начале возвратного движения поршня. Нарушение угла опережения приводит к тому, что смесь самовоспламеняется. Происходит миниатюрный взрыв внутри цилиндра, который не самым лучшим образом сказывается на целостности деталей. При обычном воспламенении скорость возгорания составляет приблизительно 20 м/с. Во время детонационного процесса этот показатель может увеличиваться до 1500 м/с.

Выделяют несколько причин появления детонации:

  • используется топливо, октановое число которого не соответствует требованиям вашего автомобиля;
  • нарушены настройки мотора (неверно выставлены сила сжатия, положение свечей, имеется поддув и так далее);
  • естественные нарушения в ходе эксплуатации, т. е. некорректный угол опережения, повышенные нагрузки, неудовлетворительное состояние камеры сгорания.

Бензиновое топливо (в отличие от дизеля) воспламеняется за счет системы зажигания. Октановое число – важный показатель. Если в авто требуется лить АИ-95 и выше, то экономия водителей и использование 92-го бензина, конечно же, приведут к появлению детонации. Естественно, возможны ситуации, когда топливо соответствует требованиям, но детонация все равно происходит. Причина может крыться в низком качестве. Если в используемом бензине вы уверены на все 100%, то проблему следует искать в самом автомобиле.

Последствия у детонации различные. В лучшем случае вы столкнетесь только с потерей мощности и повышенным расходом топлива. В худших ситуациях автовладельцам грозит прогар прокладки ГБЦ, коррозия поршня и зеркала цилиндров. Также из-за повреждений нередко требуется заменять весь кривошипно-шатунный механизм. Ремонт обойдется в круглую сумму, поэтому важно следить за возникновением детонации, при этом оперативно применять меры по ее устранению.

Датчик детонации: что такое и где найти

Датчик детонации: что такое и где найти

В большинстве автомобилей для контроля процесса детонации установлен датчик детонации (ДД). Многим  водителям не совсем понятно, за что отвечает датчик детонации. Его показания используются непосредственно «мозгами» автомобиля. Электроника, в зависимости от полученного сигнала, проводит корректировку угла опережения. Соответственно, поломка ДД приведет к нарушению динамики автомобиля и появлению самой детонации, так как датчик будет посылать неверные данные. Как правило, о его поломке сигнализирует соответствующий индикатор приборной панели. Лампочка предупреждения может ненадолго загораться при высоких нагрузках на мотор (это является обычным явлением).

Принцип работы датчика детонации основывается на эффекте возникновения разности потенциалов на пьезоэлементе. В ходе детонации механические импульсы создают напряжение на пьезоэлектрическом компоненте. По мере нарастания вибраций увеличивается и напряжение. Как только потенциал достигает определенного порога, поступает сигнал в блок управления, и компьютер настраивает угол опережения.  В случае выхода из строя ДД возможны 2 варианта: когда он посылает неверные данные и когда не работает вообще.    

Если рассматривать вопрос, где находится датчик детонации, то стоит упомянуть о существующих типах подобных устройств. В большинстве автомобилей можно встретить широкополосный датчик. Визуально он напоминает небольшую шайбу с выводом из нескольких проводов. Закрепляется такой прибор непосредственно на моторе. На некоторых иномарках (например, «Тойота») используется ДД резонансного типа. Он больше напоминает датчик давления масла и закрепляется с помощью резьбового штуцера.  Нередко в 16-клапанных моторах он располагается под впускным коллектором, что затрудняет доступ.

Признаки и причины поломки

Признаки и причины поломки датчика детонации

Теперь вы знаете, где находится датчик детонации, значит, пора узнать признаки неисправности. При поломке этого компонента, чаще всего, в поведении авто появляется ряд симптомов:

  • регулярные перегревы мотора даже в холодную погоду;
  • уменьшение мощности и ухудшение динамики разгона;
  • ощутимое увеличение расхода топлива;
  • появление обильного нагара на свечах.

Обратите внимание, что эти признаки могут свидетельствовать и о наличии другой проблемы. Также появление детонации говорит о том, что датчик не справляется со своей задачей.

Если рассматривать причины неисправности, то можно выделить следующие:

  • поломка внутренних компонентов;
  • короткое замыкание;
  • повреждение сигнального провода или обмотки;
  • неисправности блока управления.

Последний вариант с поломкой ЭБУ достаточно редкий. В таком случае вы столкнетесь и с другими неисправностями. Здесь понадобится только компьютерная диагностика и помощь специалистов, однако это крайняя мера, поэтому в первую очередь необходимо проверить на наличие дефектов и неисправностей ДД.

Методика проверки

Диагностика датчика детонации

Самый простой и быстрый способ – это обратиться в сервисный центр, где мастера всего за 30-40 минут решат ваши проблемы и проведут детальную диагностику. Минус только один – это платная процедура. Провести проверку датчика детонации можно и в гаражных условиях. Процедура не потребует от вас каких-либо специфических навыков или знаний. Процесс состоит из следующих шагов:

  1. Поставьте автомобиль в хорошо освещенном месте.
  2. Демонтируйте защитные панели на блоке мотора. Найдите сам датчик.
  3. Проведите тщательный осмотр главного провода и экранизирующей оплетки.
  4. Убедитесь в целостности вилки и розетки, в надежности крепления.
  5. Проверьте контакты.

Если визуально определить неисправность не удалось, то возможно повреждение внутренних компонентов. Сделать тест легко без помощи специалистов, однако для этого вам понадобится специальный прибор – мультиметр. Он позволяет измерять напряжение, силу тока и сопротивление.

Сначала датчик необходимо снять с корпуса мотора, полностью отключив все разъемы. Далее непременно установите шайбу ДД на металлический предмет, например, боек молотка. Щупы мультиметра («плюс» и «минус») подключите к выводу анализатора и кольцу из металла. В настройках прибора установите измерение напряжения и поставьте шкалу в сотни милливольт. Теперь ударьте несильно по металлу другим металлическим предметом. Прибор должен показать скачок напряжения, который говорит о работоспособности детали. Если показаний нет или они слишком незначительны, то анализатор вышел из строя.

Альтернативный вариант проверить срабатывание – использовать осциллограф. Этот способ более надежный, но если мультиметр у многих автолюбителей имеется, то осциллографии – вещь достаточно специфическая.

Есть способ проверки на работающем моторе. Для этого необходимо завести автомобиль, поднять обороты до 2000, при этом держать стабильно этот показатель. Далее в подкапотном пространстве следует слегка ударить железным молоточком по датчику. Если он исправен, то в ЭБУ поступит сигнал о «фиктивной» детонации, система выполнит корректировку, и обороты снизятся. Спустя небольшой промежуток времени, на тахометре снова должно установиться исходное значение в 2000 оборотов в минуту.  Если этого не произошло, то проблема в датчике детонации.

Теперь вы знаете, как проверить датчик детонации. При наличии нужных электроизмерительных приборов процедура не представляет сложностей, поэтому вы легко сэкономите несколько тысяч рублей на диагностике.

Процедура замены

Как только проверка датчика детонации выполнена и обнаружена неисправность, то следует провести замену. Устранить внутренние поломки практически невозможно, поэтому самый простой способ – просто поменять. Предварительно необходимо найти в Интернете или у официального дилера аналогичную модель. Обязательно убедитесь, что коннекторы совместимы с аналогичными на вашем автомобиле.

Процесс достаточно простой: гаечным ключом открутите крепежный элемент, отсоедините сигнальный провод и снимите датчик полностью. На его место установите исправную деталь, подключив коннекторы. Если до этого на приборной панели горел предупреждающий значок, то убедитесь, что он исчез. В остальном тестирование выполняется на ходу. Оцените расход топлива и динамику автомобиля. Если проблемы исчезли, то причина действительно была в датчике.

Тонкости покупки

Поиск можно делать 2-мя способами. Первый – по специальному VIN-коду. Это самый надежный способ, однако далеко не всегда удается найти нужный компонент в магазинах или определить VIN вышедшего из строя датчика. Второй вариант – искать схожую модель по характеристикам самого транспортного средства, а точнее – двигателя. Здесь стоит брать во внимание марку и модель авто, характеристики мотора и так далее. Не лишним будет изучить тематические форумы, посвященные конкретно вашему автомобилю. Советы других водителей часто бывают очень ценные.

Если денежные средства позволяют, заказывайте OEM-модели. Это гарантирует, что датчик окажется совместим с установленным электронным блоком управления. Оригинальные запчасти, особенно на марки Mazda, Lexus и «Митсубиси», могут иметь практически заоблачный ценник, что вынуждает искать аналоги. Существует большой ассортимент совместимых моделей, которые выпускаются такими компаниями, как Bosch, SWAG, Behr/Hella и NGK. Естественно, есть шанс натолкнуться на низкокачественную подделку даже этих брендов, поэтому перед покупкой изучите несколько источников и определите среднюю стоимость на рынке.

В список популярных фирм, датчики от которых пользуются наибольшим спросом, входят Amulet,  Meyle, Febi и  FAE. Срок службы и качество исполнения таких моделей хуже, поэтому шанс их поломки существенно выше. Непременно учитывайте этот факт.

Как предотвратить детонацию: полезные советы

При поломке ДД его необходимо заменять в любом случае. Однако для профилактики и предотвращения появления детонации рекомендуем придерживаться следующих советов:

  • Если детонация появилась при использовании нового топлива, обязательно слейте его перед следующей заправкой.
  • Проверяйте уровень нагара в цилиндрах. При необходимости удаляйте его. Эта процедура уменьшит степень сжатия и улучшит теплоотдачу.
  • Регулярно проверяйте целостность всех компонентов системы охлаждения, минимум раз в год делайте чистку радиатора.
  • Проверяйте состояние высоковольтных проводов и свечей зажигания.
  • Незначительно улучшить условия работы мотора можно с помощью специализированных присадок. Используйте их с осторожностью, поскольку некоторые составы могут представлять опасность для деталей вашего мотора.

Заключение

Теперь вы знаете, что собой представляет датчик детонации и к каким последствиям может привести его поломка. Неисправность считается некритической, но что самое главное то, что диагностировать поломку и заменить деталь может практически каждый водитель у себя в гараже. Основная сложность – правильно подобрать новый ДД для своей модели авто.

logo